«Четвертый остров»

«В начале мы примиряемся, затем мы подвергаемся разложению, мы разрушаем то, что сгнило, мы очищаем разделенное, мы вновь соединяем очищенное и делаем его крепким». Bushlein vom Stein Der Weisen, 1778

В отличие от «перехода», термин «трансгрессия»  подразумевает, прежде всего, «преодоление непреодолимого». Образ Просперо в прощальной пьесе Шекспира «Буря» демонстрирует символическую трансгрессию героя из опального графа в Волшебника, повелителя стихий. При этом «Буря» — единственная пьеса драматурга, в которой соблюдены единство времени, места и действия. В романах  Стругацких  трансгрессия упоминается в качестве магического способа перемещения в пространстве. Такое смыкание одного понятия в сходных значениях, но противоположных по сути контекстах, реализуемо только в заведомо символическом пространстве искусства. 

Используя остальных персонажей для иллюстрации различных фазисов человеческого развития, Шекспир наделяет Просперо не только сверхнавыками, но и сверхсознанием: без всякого внешнего принуждения герой ломает свой волшебный жезл, бросает в море волшебную книгу и принимает решение вновь встать в ряды простых смертных. 

Практика Павла Гришина трансгрессивна на уровне медиа: графика переплавляется в живопись, живопись приобретает объем в керамических скульптурах,раскрывая метод художника словно практическую алхимию, где важен процесс и поиск формы. Наиболее насыщены транформацией образов и сюжетов графические тетради художника,обладающие буквально анимационным эффектом, демонстрирующем моменты беспрерывного перехода одного изображения в другое.